ГлавнаяРегистрацияВход
Мой сайт Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Февраль » 11 » Внешний облик психолога – лектора :: Аудиторный шок причины
17:51

Внешний облик психолога – лектора :: Аудиторный шок причины





Самаль Е.В. Методика преподавания психологии - файл 1.doc



Самаль Е.В. Методика преподавания психологии
скачать (1129 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc1129kb.15.12.2011 15:18скачатьсодержание

1.doc

Тема 9.Внешний облик психолога – лектора.

^

2. Внешний вид и манера себя вести.

3. Имидж преподавателя.

4. Поза и жесты в процессе преподавания.

5. Стилистический кодекс лектора.
«Образ – себя» складывается из следующих компонентов:

  • внешний вид (одежда, выражение лица, тональность голоса, манера себя вести);

  • демонстрация психологической роли с передачей ее эмоциональной окраски;

  • основная ценностная направленность выступления;

  • первые фразы-размышления, как начало лекции («затравка»).

« Ваш внешний вид – это символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, ваши финансовые возможности, ваш вкус, иногда даже, каково ваше семейное положение и многое другое».

Цвета классической деловой одежды имеют определенную гамму: все оттенки коричневого. бежевого, серого, темно-синий или светло-синий, белый, в исключительных случаях – черный. Цвет одежды, форма линий (прямые, жесткие, волнистые, диагональные), фактура тканей оказывают подсознательное влияние на эмоциональную оценку внешнего облика.

Окружающие человека люди и вещи не случайны, и их выбор порой больше, чем сам человек, говорит о его жизненных симпатиях, установках, отношениях к людям и себе. Предметы, которые окружают человека, являются продолжением его и слагаемыми его имиджа.

Стиль – это сочетание и соответствие манеры поведения, отражающей характер, темперамент, воспитание, и манеры одеваться внешнему облику.

Внешний вид должен соответствовать требованиям слушателя и обстановки:

  • Не одевать плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движение плеч и рук.

  • Мужчины должны быть чисто выбриты.

  • Необходимо освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, убрать торчащие из боковых карманов ручки и карандаши.

  • Женщинам не рекомендуется надевать кричащие украшения.

Манеры:

  • Не суетиться.

  • Не начинать речь, пока не будет занято удобное и устойчивое положение.

  • Не смотреть вниз на ноги или руки, не смотреть сразу в записи.

  • Первоначально поприветствовать аудиторию, выбранной формой обращения.

  • Далее, умело создать дружескую, но деловую обстановку.

  • Манера правильно стоять: ноги расставлены на 30-40 см в зависимости от роста, носки слегка раздвинуты; одна нога выдвинута чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги, в выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не сильно прижаты к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выпрямлена, живот подтянут.

^ внешний облик скромный, но в меру респектабельным. Демонстрация уверенности спокойного и знающего человека, речь открытая, с доверием. Можно дать понять, что и у вас случаются проблемы, но вы с ними справляетесь.

^ чтобы не заслужить снисходительных взглядов, одежда. прическа «должны соответствовать»необходимо выглядеть если не дорого, то обязательно элегантно, без излишеств, держаться с чувством собственного достоинства. В каждом слове и жесте должны сквозить успешность, профессионализм, деловитость.

^ одежда теплого, «уютного» цвета, спокойная прическа и макияж. Не выделять отдельно никого, эмоционально принимать всех, Лицо должно излучать доброту, заботу, тепло. Голос должен звучать мягко и задушевно.

^ современная одежда, прическа, косметика. Держаться уверенно, немного директивно (вы знаете все ответы на вопросы). Говорить «мальчишечьим голосом», применяя иногда приемлемый подростковый сленг, используя юмор.

^ : наряд в меру демократичным и в меру оригинальным, косметика, украшения – к месту. Демонстрация профессионализма и аппеляция к собственному жизненному опыту. Говорить открыто, доверительно, свободно, уверенно. Показывать свое принятие и понимание молодежных проблем.

Для нормальной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Необходимо следить за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на один шаг вперед или выносом ноги вперед; Паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.

Жесты помогают создать гармонию равновесия в позе лектора.

^

  1. Выразительные жесты – сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы и утешения.

  2. Описательные жесты – показ руками размеров, движений; показ действий (наглядное изображение).

  3. Указующие жесты – указание рукой или пальцем места положения или направления.

  4. Подражательные жесты – перевоплощение в роль и имитация голоса и мимики.

Правила пользования жестами:

    • Жесты должны быть непроизвольными. Должны использоваться по мере надобности и не подавляться на полпути.

    • Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

    • Необходимо управлять жестами. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

    • Необходимо вносить разнообразие в жестикуляцию.

    • Жесты должны соответствовать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

    Лучшая черта во внешнем облике лектора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей.

    ^

    • роль оптимистичного человека – лекция прежде всего праздник, интеллектуальное развлечение, удовольствие (младшие школьники, подростки).

    • нейтральный информатор – предложение психологических знаний, а слушатели сами решают, что и как им делать (родители).

    • жизненный философ – спокойно и рассудительно размышляете о проблемах человека, его жизни, образования и воспитания.(родители, старшеклассники).

    • любовь к детям – рассказ о необходимости психологической поддержки (учителя и родители).

    • проблемность, сложность, озабоченность – (учителя, родители).

    • тревога, набат – предложение реализовывать психолого-педагогические рекомендации на практике (учителя, родители).

    Ценностная направленность лекционного выступления.

    Лектор должен показать слушателям, что придерживается определенных нравственно-этических ценностей в работе и жизни. Аудитория должна получить представление о том, какой вы человек, за что боретесь и чего хотите достичь в своей работе вообще и в общении со слушателями в частности.

    Каждый лектор знает, что первые фразы имеют внушающее воздействие на слушателей.

    Важно, чтобы ваши первые фразы и слова были не шаблонными. а личными, т.е. присущими только вашей индивидуальности. вашему «я».



    Эмоциональная культура педагога.

    Современные исследования в области педагогической психологии свидетельствуют о том, что одним из условий успешного выполнения профессиональных обязанностей в области педагогической деятельности является способность всегда, в любой обстановке владеть собой, не терять контроля над своими эмоциями и поведением.

    Деятельность педагога В.А.Сухомлинский называет «работой сердца и нервов»: «…это буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил» . Ученый считает умение владеть собой, держать себя в руках одним из самых необходимых умений, от которого зависит успех деятельности педагога и его здоровье. «Это умение надо воспитывать в себе, создавать, совершенствовать, «отшлифовывать», делать более тонким и действенным».

    Анализ многочисленных исследований затрагивающих проблему значимости эмоциональных особенностей в деятельности педагога показывает, что помимо обладания яркими, богатыми и глубокими эмоциями педагогу необходимо умение регулировать их проявления, умение подавлять в себе аффективное состояние, преодолевать вредные настроения.

    Подлинные профессионалы педагогического труда культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с детьми, имеют высокий уровень эмоциональной культуры.

    Понятие «культура» предполагает постоянное совершенствование личностных качеств (от лат. «возделывание», «обрабатывание»): «…культура – это выражение извечного стремления человека к идеалу, это заложенное в нем тяготение к разуму, истине, справедливости, это стремление к совершенству…»

    Эмоциональная культура педагога предполагает высокий уровень развития таких профессионально значимых качеств его личности, как эмоциональная устойчивость, эмоциональная экспрессивность и эмоциональная отзывчивость. Рассмотрим основные составляющие эмоциональной культуры педагога

    Одним из наиболее важных показателей эмоциональной культуры педагога является эмоциональная устойчивость. Высокий уровень развития эмоциональной устойчивости педагога позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Повышение собственного наличного уровня эмоциональной устойчивости способствует достижению определенного внутриличностного комфорта, сохранению психологического здоровья и оптимального взаимодействия с окружающими людьми.

    Эмпатия – образование системное, которое включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Эта способность педагога находит своё выражение в таких характеристиках как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание.

    Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности – во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. В то же время эмпатия – это способность к сочувствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, т.е. это понятие имеет некоторый оттенок интеллектуальности. В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

    Эмпатийные способности часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. Педагог с неразвитой эмпатией нередко допускает педагогическую бестактность, неспособность стать на место ребёнка, прибегает к неоправданным наказаниям или морализированию.

    Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддаётся развитию и совершенствованию. Эту способность педагога возможно и необходимо развивать с помощью специальных обучающих и коррекционных программ. Основные условия развития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов сензитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры.

    Важным элементом эмоциональной культуры педагога является эмоциональная выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи педагога, т. е. эмоциональная экспрессивность.

    Положительное, комфортное общение педагога с детьми возможно при должном уровне развития умения выразить свои чувства, свой внутренний мир.

    Важно знать и замечать особенности собственной экспрессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т.д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.

    ^ уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразительно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Походка грациозная, мягкая, изящная.

    ^ отличается недостаточной эмоционально-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения в распознавании эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.

    ^ характеризуется однообразной мимикой лица (лицо – маска), либо лицо подчеркнуто реагирует на окружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообразно, на одной ноте – высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены или мало подвижны, либо движутся нервно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмоциональная энергия не выходит во вне, а сопровождается мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы.

    В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает маска официальности, мимической невозмутимости, эмоциональной сухости. Часто – это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему поведению ребенка. Постепенно маска прирастает к лицу, и педагог в таком специально созданном им образе, всегда предстает не только перед детьми, но и перед своими близкими, знакомыми и т. д..

    Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, т. к. немедленно приобретают своё продолжение в мимике детей. Им передаются состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной неуравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребёнком.

    Эмоционально богатый педагог стремится к свободному проявлению положительных эмоций. Если педагог часто выражает эмоции радости, то и ребенку передается уверенность, радостное восприятие жизни. Повторяющиеся положительные эмоции способствуют развитию эмоциональной устойчивости, придают уверенность в своих силах, снимают излишнее напряжение, способствуют преодолению трудностей.

    Педагог нуждается в специально направленной работе, чтобы язык экспрессии у него обладал мягким, оптимистичными формами, был достаточно выразителен и «заражал» воспитанников положительными эмоциями.

    Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нём должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатийные качества личности. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ребёнка, а также профилактика стрессовых состояний взрослого и ребенка в педагогическом процессе.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Из каких составляющих складывается «образ лектора»?

    2. Как внешний вид влияет на успешность преподавания?

    3. Каким должен быть стиль поведения лектора?

    4. Как правильно использовать в лекционной практике

    невербалику?

    1. В чем заключается эмоциональная культура лектора?

    2. Попробуйте разработать стилистический кодекс психолога-лектора.

    Тема 10. Оценка качества преподавания. Педагогическое мастерство.


    1. Ориентация в аудитории и проблема преодоления «психологического барьера».

    2. Типология аудитории с точки зрения принятия информации (восприятия информации).

    3. Схема оценки лекции.

    4. Педагогические способности и педагогическое мастерство.


    «Аудиторный шок» связан с трудными моментами и вызывается следующими причинами:

      • Психологические – состояние перед массой людей.

      • Субъективные – эмоциональное и физическое состояние, настроение, речевые и другие специфические недостатки.

      • Психолингвистические (восприятие речи) – речевой механизм может отказать, т.е потеряться логическая нить.

      • Профессиональные – «обкатка», т.е проверка себя как специалиста.

      Два типа волнения: эмоциональная напряженность (страх выступления) и операциональная напряженность (произнесение, актерское искусство).

      В считанные мгновения, пока лектор проходит на место, раскладывает «бумажки», бросает взгляд на аудиторию и подает ей первый сигнал приветствия глазами, улыбкой, мимикой, она успевает соотнести свои представления с реальным живым человеком, и либо удовлетворяется этим сопоставлением, и настраивается на благожелательный лад, либо наоборот, разочаровывается. И тогда лектору придется преодолевать это внутреннее непринятие и завоевывать, побеждать слушателей всей своей речью, дальнейшим поведением. Каждому лектору необходимо выбрать в аудитории «контрольного» слушателя и следить за обратной реакцией на речь. Первая реакция аудитории – на тон и тембр голоса в соотнесении к внешности говорящего.

      ^ :

      1. аудитория, понимающая основной предмет высказывания – то, о чем говорится;

      2. аудитория, понимающая смысловое содержание лекции, т.е. весь ход изложения мысли, ее развитие, аргументацию – то, что именно было сказано;

      3. высший уровень аудитории – понимающая, зачем это делалось и какими средствами (подтекст).

      Виды реакции на новую информацию:

        • конструктивная – информация укрепляет внутреннюю позицию слушателя (они совпадают);

        • конструктивная – информация перестраивает внутренние позиции слушателя полностью или частично, изменяет взгляд на некоторые вещи (перевоспитание, переубеждение);

        • соглашательская – соглашение с информацией при неизменности внутренней позиции;

        • инфантильная – не оставляет никаких следов; в одно ухо влетает, в другое вылетает (особенно когда говорят незнакомыми терминами);

        • комфалентная – информация вступает в конфликт с внутренней позицией человека, а исход конфликта еще не ясен – «кто кого» (либо старая позиция, либо новая).


        Схема оценки лекции:

        1. Логико-методический или структурно-композиционный аспект (правильность выбора стратегии):

          • Наличие определенного тезиса, пронизывающего и связывающего лекцию.

          • Убедительность и достаточность аргументации, иллюстраций, подтверждающих тезис.

          • Стройность и последовательность изложения.

          • Органическая связь начала лекции с тезисом и целевой установкой.

          • Завершенность, логический итог конца лекции, связь его с тезисом.

          • Полнота раскрытия всех понятий, составляющих тему.

          • Новизна информации для аудитории.

        2. Психолого-методический аспект (целесообразность тактических приемов активизации внимания и мышления):

        • Правильно ли сориентировался лектор в аудитории, чтобы достичь большего эффекта воздействия.

        • Проблемность и привлекательность заголовка.

        • Наблюдалось ли ощущение единения с аудиторией, тактичность в контакте.

        • Наблюдался ли спад интереса к лекции.

        • Как реагировал лектор на ослабление внимания в аудитории, умел ли тактично привлечь его.

        • Достаточно ли ярко и эмоционально подавался материал.

        • Задавались ли лектором вопросы, заставляющие мыслить, или он давал готовую информацию «под запись».

        • Использовались ли, и насколько умело, цитаты, книги, наглядные и технические средства, не нарушало ли это естественного хода повествования.

        • Ставил ли лектор дискуссионные вопросы для создания проблемной ситуации в аудитории, учитывались ли при этом возражения слушателей.

        1. Речевой, произносительный аспект (культура и действенность речи лектора):

        • Соответствие речи культурно-речевым нормам.

        • Эмоционально-эстетическая оценка речи – яркость, выразительность, интонационное богатство, ясность произношения, отсутствие монотонна.

        • Степень доходчивости, понятливости.

        • Умелое пользование собственным голосовым аппаратом (сила, индивидуальный тембр, гибкость, полетность, выносливость) в зависимости от особенностей аудитории, материала и жанра.

        • Выразительность артикуляции, дикции. Темпа, т.е. качество «произносительного стиля».

        • Умелое пользование мимикой и пантомимикой.

        • Соответствие тона и темпа стилю и жанру, задаче и сверхзадаче лекции.

        Примерная схема психологического анализа урока.
        Ф. И. О. студента

        урок в . . классе . ... школы

        Дата урока

        ^ Какие факторы способствовали организации психического настроя, внимания и дисциплины учащихся и какие факторы оказали дезорганизующее влияние на учащихся в самом начале урока. Какие приемы, примененные учителем, способствовали установлению дисциплины во время опроса учащихся, объяснения нового материала, домашнего задания и т.-д. Что повлияло отрицательно на поведение учащихся на уроке. Как использовал учитель знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в управлении их поведением.

        ^

        На каких этапах урока от учащихся требовалось переключение и распределение внимания и насколько успешно это осуществлялось. Насколько устойчивым было внимание учащихся на различных этапах урока. Случаи отвлечения и рассеянности внимания и их причины. Какими приемами пользовался учитель для управления непроизвольным, произвольным и послепроизвольным вниманием. Какие приемы активизации внимания применял учитель на уроке и достиг ли он цели.

        ^ .

        Что побуждало учащихся на уроке к мыслительной деятельности (эвристическая беседа, создание проблемной ситуа­ции, дискуссия, комбинированный опрос, составление плана и т. д.). Что препятствовало активизации мышления и сознательному усвоению материала урока. На каких этапах урока, особенно ярко и почему проявились основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Какие качества ума (глубина, широта, гибкость, критичность) проявлялись у учащихся на уроке, и как способствовал учитель их формированию.

        4.^

        Какие психические состояния учащихся проявляются на уроке (состояние заинтересованности, активности, готовности к усвоению знаний, пассивности, безразличия, раздражения и т. д.). Степень устойчивости различных состояний. Преобладающие психические состояния учащихся на уроке, причины и условия их возникновения. Влияние контакта учителя с классом на психическое состояние учащихся. Как влияло на психическое состояние детей содержание урока, а также убежденность и эмоциональность учителя на разных этапах урока. Как влияли на учащихся их собственные успехи и неудачи (во время ответа на оценку, при выполнении заданий и т.п.).

        ^

        Какое влияние оказал урок (содержание материала и учитель) на формирование эрудиции, мировоззрения и убеждений, нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов учащихся. Как влияют на психическую деятельность детей внешний вид учителя, манера держаться, речь, уверенность в себе, находчивость, умение выйти из трудных ситуаций, умение владеть собой, педагогический такт учителя.

        Как воспитывается на уроке положительное, отношение к учебному предмету, интерес к знаниям. Какие педагогические приемы способствовали воспитанию у учащихся организованности, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга, ответственности, самостоятельности. Как учитель побуждал учащихся на уроке к самовоспитанию и самообразованию

        ^ : в какой мере учитель осуществлял управление психической деятельностью учащихся на уроке.

        Исследования, проведенные в педагогической психологии Н.В.Кузьминой и М.К.Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности преподавателя:
        1.Конструктивная деятельность – связана с отбором, умением строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие индивидуальности учащегося.
        2. Организаторская деятельность – включает организацию своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратная связь с учениками (мнения, знания, интерес) и организация деятельности учащихся, их действий и поступков.
        3.Коммуникативная деятельность – это совместная деятельность педагога и учащихся, построение межличностного взаимодействия (восприятие и понимание людьми друг друга) отношений в педагогической деятельности, процесс педагогического общения.
        4.Рефлексивная деятельность – умение педагога анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке и саморегулировании поведения; стремление к личностному росту, самовыражению и саморегуляции.

        Воздействие преподавателя на ученика не может ограничиваться способом обучения. Это сложный многогранный процесс, в котором происходит взаимодействие самобытных индивидуальностей педагога и ученика, учеников и педагогов в группе. Педагогическая техника и технология – это целый ряд специальных приемов, навыков и умений. Очень часто преподаватели овладевают голой техникой педагогических приемов (указания, распоряжения, наставления, угроза получения плохих оценок), не вкладывая в них душу, свое творчество, индивидуальность. И тогда эта техника не помогает, а подчас и мешает процессу педагогического воздействия на человека, который должен быть развивающим и воспитывающим.
        Структура педагогических способностей:

        ^ система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности; свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность (умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты). Система знаний: мировоззренческий, общекультурный уровень (знания в области литературы, искусства, политики, экономики, социальной жизни, экологии) и уровень специальных знаний (знание предмета, психологии, педагогики, методики преподавания).

        ^ (от них зависит использование знаний, которые могут остаться мертвым грузом или включиться в моделирование воспитательно-образовательного процесса). Проектировочные способности – стратегическая направленность педагогической деятельности, умение ориентироваться на конкретную цель, решать актуальные задачи, планировать курс. Конструктивные способности – реализация тактических целей (структурирование курса, отбор содержания для конкретных разделов, выбор форм проведения занятий).

        ^ организация процесса обучения и преподавания, самоорганизация собственной деятельности.

        4. Коммуникативные способности – компетентность в общении, эмоциональное заражение, возбуждение интереса, побуждение к совместной деятельности, научному творчеству.
        В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответ­ствующие общие определения.

        1. Дидактические способности — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным... Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

        2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

        3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

        4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

        5. Организаторские способности — это, во-первых, способно­сти организовать ученический коллектив, сплотить его, вооду­шевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатыва­ется своеобразное чувство времени — умение правильно распре­делять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

        6. Авторитарные способности — способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, автори­тет создается не только на этой основе, а, например, и на осно­ве прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплек­са личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспи­тание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

        1. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

        2. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

        3. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).


        ^ ):

        • Варьирование стимуляции учащихся ( отказ от монотонности, монологичности, свободное поведение преподавателя в аудитории).

        • Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы.

        • Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

        • Использование пауз и невербальных средств коммуникации ( взгляда, мимики, жестов).

        • Искусное применение системы (+) и (-) подкреплений.

        • Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

        • Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению учебного материала.

        • Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

        • Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащихся в умственную работу по внешним признакам их поведения.

        • Использование иллюстраций и примеров.

        • Использование приема повторения.


        ^

        Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.

        Дидактическое творчество — самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретений новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает,что оно безгранично.

        Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.

        Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т. д.

        Организаторское творчество — это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т. д.

        Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.
        Вопросы для самоконтроля:

        1. Каковы, на ваш взгляд, причины «аудиторного шока»?

        2. Прокомментируйте типологию аудитории по И.А.Зимней.

        3. О каких видах реакции на новую информацию необходимо помнить лектору?

        4. Какие компоненты входят в схему оценивания лекции? прокомментируйте.

        5. Из каких компонентов состоит педагогическая деятельность по М.К.Тутушкиной и Н.В.Кузьминой?

        6. Какие способности составляют основу педагогического мастерства?

        7. Перечислите компоненты педагогического творчества по Д.Аллен и К.Райн.


        Скачать файл (1129 kb.)


Источник: gendocs.ru
Просмотров: 5044 | Добавил: guldbing | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz